Экономический кризис представляет собой опасность практически для всех направлений бизнеса. Неудивительно, что он частично коснулся каждой компании или предприятия и привнес в ее деятельность целый комплекс проблем. Некоторые сумели противостоять глобальным переменам и выстояли, другие же, даже достаточно серьезные и крупные фирмы, потеряли свои позиции и были вынуждены сдаться..
Однако даже в трудных экономических условиях можно выжить и даже обрести новые возможности. Ведь на ситуацию можно взглянуть с другого ракурса. Она вполне может оказаться полезной, если воспользоваться “бегством” конкурентов, обойти их на рынке товаров и услуг, тем самым укрепив собственные позиции. Для этого необходимо в первую очередь разработать стратегию выживания бизнеса.
Для начала, следует разобраться, как глобальные экономические перемены отражаются на бизнес-сфере. Во-первых, это различные факторы внешней среды, оказывающие непосредственное влияние на компании и предприятия.
Среди них можно выделить следующие основные моменты, которые, согласно статистике, негативно повлияли на деятельность большинства организаций:
· коммерческие банковские кредиты с повышенными ставками, которые оказались недоступными для большинства организаций;
· импорт оборудования, машин и т. д. и зависимость экономики страны от него;
· отсутствие помощи со стороны государства для компаний и предприятий страны;
· вывоз капитала страны за рубеж в огромных суммах;
· использование частного капитала за границей с целью приобретения различной недвижимости.
Таким образом, вышеперечисленные явления спровоцировали большие трудности для всех отечественных предприятий и компаний и привели к следующим основным проблемам:
· неспособность брать кредиты сроком до 3 лет по причине высоких процентных ставок в банках;
· существенное сокращение спроса среди населения страны;
· отсутствие необходимых изменений в экономической среде со стороны органов государственной власти;
· отсутствие контроля со стороны государства за постоянным ростом цен на различные ресурсы;
· повышенный уровень конкуренции со стороны импортных товаров на внутренних рынках страны;
· отсутствие государственных программ по поддержке отечественных производителей товаров.
Все данные факторы оказали отрицательное влияние на бизнес-сферы и привели к необходимости разработки стратегий антикризисного управления или выживания бизнеса.
Внутренняя политика многих компаний и предприятий, которые попытались принять меры для сохранения своего дела, сводится к списку определенных действий. Рассмотрим основные из антикризисных мероприятий, которые использовались и практикуются в большинстве компаний и на сегодняшний день.
В первую очередь, как правило, организация откладывает инвестиционные проекты и внутренние проекты развития. Такой подход объясняется просто: совсем скоро у компании или предприятия не хватит средств на их осуществление.
Вторым пунктом в списке антикризисных действий выступают сокращения. При этом сокращаются как сами сотрудники, так и зарплаты и премии для тех, кто остался работать.
И третьим весьма распространенным действием со стороны начальства является закрытие направлений, которые не приносят дохода.
Если разбирать такие действия на конкретном примере, можно предположить, что сеть магазинов продовольственных товаров или одежды проведет следующие мероприятия по выживанию. Во-первых, свернутся различные проекты по развитию, в том числе и по обучению персонала, открытию новых центров и т.д. Во-вторых, примерно вдвое сократится отдел, занимающийся работой с персоналом, и втрое – отдел маркетинга. Зарплаты оставшимся сотрудникам также могут быть снижены. Возможно, понизятся или вовсе упразднятся различные премии, выдаваемые за определенные заслуги работникам ранее. И, в-третьих, закроются убыточные точки продажи, которые не окупили себя.
Очевидно, что подобное антикризисное управление приводит к сжатию, а не к расширению бизнеса. Основная причина выбора многими компаниями такой стратегии кроется в подготовке к ухудшению дел. Естественно, она небезосновательна, поскольку начальство, в первую очередь, делает свои прогнозы. Руководители предполагают, что объем продаж в скором будущем существенно снизится, а цены на сырье, товары и энергоносители возрастут. Кроме того, одним из основных доводов в пользу проведения таких мер выживания бизнеса является также потеря возможности привлечения финансов для развития. Под данный пункт подходят все те же банковские кредиты с повышенными ставками либо отсутствие у предприятия возможности брать кредит вообще.
Вместе с этим следует отметить, что такие антикризисные мероприятия, по всей видимости, сократят клиентскую базу, приведут к потере многочисленных ценных работников, а также могут вскоре спровоцировать закрытие бизнеса в целом.
Как мы увидели, во многих предприятиях и компаниях условия кризиса отождествляются с вынужденной остановкой в развитии бизнеса и шагом назад. Вместе с этим менеджмент других организаций зачастую использует глобальные экономические перемены в свою пользу и видит в них хорошую возможность более эффективного развития отрасли бизнеса.
Многие специалисты рекомендуют разработать модель, направленную на расширение, а не сужение фирмы или предприятия. Конечно, и в данном случае потребуются некоторые сокращения и ограничения, только иного рода. К примеру, можно в первую очередь сократить необязательные затраты, а не заработную плату или сотрудников. С данной целью следует отказаться от представительских расходов, лишних площадей для офиса, закупки техники и новой мебели. Кроме того, средства организации в условиях выживания рекомендуется применять преимущественно для оплаты основной деятельности и осуществления необходимых проектов развития, а выплату дивидендов можно заморозить. Это первые шаги, которые помогут правильно распределить расходы и сопоставить их с доходами.
Оптимизация внутренних процессов бизнеса включает следующие основные направления:
1. бизнес-планирование
2.управление персоналом
3.процессы продаж и маркетинга
4. осуществление закупок
Планирование бизнеса в условиях выживания предполагает максимально эффективное распределение финансов и ресурсов фирмы или предприятия, а также их использование в выгодных направлениях.
На управление персоналом, как правило, уходит львиная доля расходов фирмы, очень многие организации сокращают сотрудников. Однако есть вероятность, что они потеряют квалифицированных работников, которые, не исключено, завтра будут работать у конкурентов. Поэтому лучше решать вопрос с другой стороны. Можно с целью снижения затрат, например, переместить нужную технику из офиса на дом к сотруднику и позволить ему выполнять свои обязанности дома. Также для осуществления процессов управления проектами можно внедрить виртуальные офисы и т. д. Кроме того, множество компаний, которые пошли по пути сокращений, потеряли хороших специалистов. Можно привлечь их в свою компанию и выиграть на этом.
Продажи и маркетинг, в условиях выживания, могут также быть пересмотрены с целью выбора нестандартного решения. К примеру, за рубежом некоторые компании сделали своими клиентами собственных сотрудников, тем самым включив в процессы продаж и маркетинга всю компанию. Им они предложили большие скидки и наиболее выгодные условия, что вызвало у работников подлинный интерес к своей работе, а также привело к привлечению с их стороны новых покупателей-знакомых.
Опыт западных компаний предлагает и другой интересный ход: использование собственных сотрудников в качестве рекламных актеров. Кстати, некоторые отечественные редакции журналов переняли подобную стратегию и получили большую популярность. Например, новую косметику рекламируют не привычные актеры или звезды, а фотограф, главный редактор, корректор и другие сотрудники издания. Это не только снижает расходы, но и приводит к эффективным результатам: потребителю нравится естественность.
Оптимизация процесса закупок в условиях выживания также поможет снизить затраты и перейти даже на более выгодные условия. К примеру, весь процесс закупок может быть перенесен в виртуальное пространство, что даст возможность следить за исполнением заказов, и сократит сроки. Небольшие предприятия и фирмы могут перейти на коллективные закупки у поставщиков.
Таким образом, объединение нескольких организаций сможет рассчитывать на приемлемые условия и существенные скидки.