Адаптация персонала
Какие чувства испытывает человек на новом месте работы в первые дни? Волнение, тревогу, растерянность. «Как примет меня новый коллектив? Сумею ли я сработаться и стать «своим»? Какие у компании правила? Какая атмосфера? Насколько требовательно к персоналу руководство?» – теряется в догадках новичок. Нервозности добавляет незнакомая пока обстановка, новое рабочее место и любопытные взгляды будущих коллег.
Какие чувства испытывает человек на новом месте работы в первые дни? Волнение, тревогу, растерянность, страх? «Как примет меня новый коллектив? Сумею ли я сработаться и стать «своим»? Каковы правила компании? Какая атмосфера? Насколько требовательно к персоналу руководство?» – теряется в догадках новичок. Нервозности добавляет незнакомая пока обстановка, новое рабочее место и любопытные взгляды будущих коллег.
Как показывает практика, одни «новобранцы» уходят уже на испытательном сроке, так и не прижившись, другие принимают решение покинуть рабочее место в течение первого года службы, оправдываясь тем, что не видят карьерных перспектив. Компании вынуждены постоянно нести издержки.
КАК ВОСПИТАТЬ ЛОЯЛЬНЫХ СОТРУДНИКОВ?
Ответ один: комплексная адаптация персонала. Помочь сотрудникам приспособиться к новым условиям труда, коллективу, специфике деятельности, особенностям руководства – важнейшая задача для любой компании.
Те предприятия, которые недооценивают роль отбора и адаптации персонала, всегда несут большие финансовые потери. Речь идет не только об издержках на поиски, отбор и обучение сотрудников, но и о потерях человеческих ресурсов и той прибыли, которую ушедшие работники могли бы принести.
ПОДРОБНЕЕ ОБ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА: НА ЗАМЕТКУ РУКОВОДИТЕЛЮ
Адаптация персонала на предприятии включает в себя:
- первичную адаптацию (приспособление молодых сотрудников без опыта работы);
- вторичную адаптацию (приспособление персонала с опытом профессиональной деятельности, т.е. тех, кто меняет место службы или переходит на новую должность).
ВИДЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
Каждый новый работник вынужден быстро приспособиться к целому ряду условий. В зависимости от специфики сферы адаптации выделяют несколько ее видов.
1. Корпоративная адаптация персонала
Позволяет новому сотруднику быстро познакомиться с деятельностью и структурой компании: миссия и цели, основные клиенты и конкуренты, состав руководства, подразделения и т.д.
2. Социальная адаптация персонала
Это – ответы на волнующие всех новичков вопросы.
- Каков стиль общения в компании?
- Есть ли неформальные группы?
- Каковы взаимоотношения в коллективе?
- У кого какие интересы?
- Кто всегда поможет, а к кому лучше не обращаться и т.д.?
3. Организационная адаптация персонала
Поможет новичку быстро сориентироваться в следующих моментах.
- Как организован рабочий день?
- Сколько раз за смену можно выпить чая, кофе?
- Где разрешается курить?
- Где можно перекусить, и есть ли кухня для сотрудников и т.д.?
4. Профессиональная адаптация персонала – самый важный этап для всех новичков
Оперативное ознакомление с:
- стандартами работы;
- перспективами карьерного роста;
- требованиями руководства;
- системой стимулирования сотрудников (штрафы и премии) и др.
Профессиональная адаптация персонала состоит в освоении навыков и приемов, необходимых для успешной деятельности на данной должности. После выяснения знаний и опыта работы нового сотрудника, его могут направить на стажировку или курсы повышения квалификации, предложить поработать под чутким руководством опытного наставника.
5. Техническая (технологическая) адаптация персонала
Позволяет быстро освоиться с:
- офисной техникой,
- программным обеспечением;
- базами компании;
- техническими требованиями,
- инструкциями и т.д.
6. Психофизиологическая адаптация персонала
Дает возможность приспособиться к новым условиям труда:
- интенсивности рабочего ритма,
- уровню физических и психических нагрузок,
- новому рабочему месту,
- внешнему воздействию (освещению, шуму, температурному режиму и т.д.),
- психологической атмосфере.
От того, насколько быстро и эффективно человек приспособится к новым условиям деятельности, будет зависеть результативность его работы. А также: психологическое здоровье и психофизиологическое состояние, атмосфера в коллективе, в котором он трудится, а значит, и функциональные характеристики всего предприятия – производительность, прибыль и возможности роста. Одним словом, адаптация новичков – эта важная и ответственная задача не только для них, но и для компании в целом.
Поддержка, профессиональное сопровождение, работа с новоиспеченными сотрудниками помогут избежать множества проблем в деятельности предприятия, сохранят стабильный рост и развитие компании.
В ЧЬЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА?
Профессиональное сопровождение и помощь новым сотрудникам – задача специалистов – психологов бизнеса, консультантов, коучей, тренеров. Только грамотная работа с персоналом может дать ощутимые результаты. Специалисты Центра «Псиконсалтинг» имеют необходимые знания, умения и значительный опыт в данной сфере. Мы разрабатываем, организуем и проводим занятия по подбору и комплексной адаптации персонала. Одним словом, поможем Вашим сотрудникам быстро и эффективно приспособиться ко всем условиям новой деятельности.
ЭФФЕКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗВОЛЯЕТ:
- быстро ввести новых сотрудников в курс дела,
- оперативно предоставить им всю необходимую информацию,
- сформировать кадровые резервы,
- получить лояльных сотрудников,
- ощутимо снизить текучесть кадров и связанные с этим издержки,
- «растить» профессионалов,
- получать стабильную прибыль.
Адаптация персонала – это, в первую очередь, задача компании. Только активный, умелый, подготовленный, знающий свое дело работник способен максимально результативно трудится на благо предприятия.