Преимущества позитивного имиджа компании на рынке очевидны. Ведь в немалой степени благодаря правильно выстроенному корпоративному имиджу обеспечивается стабильный коммерческий и финансовый успех предприятия.
Всякая серьезная организация стремится к созданию достойного и привлекательного образа в общественном сознании, т.к. это – важный инструмент достижения стратегических целей, решения ориентированных на перспективу задач. Однако позитивная известность (паблисити) на конкурентном рынке не возникает сама собой. Как правило, это – результат целенаправленной систематической работы.
Создав удачный имидж, компания имеет больше возможностей для привлечения потребителей и партнеров, а также облегчает себе доступ к финансовым, информационным и человеческим ресурсам. Без сомнения, «доброе имя» увеличит рыночный потенциал любого предприятия.
Но на сегодняшний день приходится признать, что немалая часть российских предприятий сводит создание имиджа компании лишь к внешним атрибутам. Это – поверхностное понимание серьезной комплексной задачи, которую следует решать ответственно и профессионально.
Хотя, как отмечают в Московском консалтинговом центре «Псиконсалтинг», многие руководители постепенно осознают важность создания «правильного», конкурентоспособного имиджа своих компаний. Проводя аналитическую и практическую работу, специалисты «Псиконсалтинга» помогают успешно решать проблемы корпоративного имиджа.
Формирование имиджа компании происходит по-разному для различных групп общественности, ведь их поведение в отношении предприятия нередко различается. Так, один и тот же производитель может с разной степенью симпатии и доверия восприниматься среднестатистическим потребителем, инвестором, государственными структурами, местным населением и/или международной общественностью. Помимо этого существует мнение «родного» персонала о своей компании и ее руководстве.
Поэтому целесообразно говорить о том, что предприятие имеет несколько имиджей, и их своеобразный синтез дает более четкое и емкое представление о том, что следует назвать корпоративным имиджем. И, создавая такой обобщенный образ компании, следует работать по нескольким направлениям. Остановимся на главных из них.
1. Имидж у потребителей представляет собой обобщенное мнение людей относительно характеристик, которыми обладает продукция предприятия. Сюда следует отнести качество, известность бренда, дизайнерские решения, сервис, ценовая политика и система скидок, фирменный стиль и представления потребителей о стратегической миссии компании.
2. Имидж в сфере бизнеса. Прежде всего, это – представления партнеров о предприятии: репутация и добросовестность, надежность, уважение к другим субъектам рынка, информационная открытость, а также объем продаж, доля рынка, разнообразие товаров, политика цен.
3. Социальный имидж компании – мнение общества в целом о роли и целях предприятия в экономической, социальной и культурной жизни. Здесь идет речь о социальных и общественно значимых инициативах, спонсорстве, поддержке важных общественных движений, об участии в решении проблем занятости, экологии, социальной справедливости.
4. Имидж компании для государственных структур. Это касается оценки деятельности предприятия представителями исполнительной и законодательной властей различного уровня (исполнение законов, участие в программе занятости населения, социально значимых проектах, информационная открытость).
5. Внутренний имидж компании – особая сфера, в которой репутация компании создается «изнутри», собственными сотрудниками. При этом часто рассматривается вопрос об уровне внутренней корпоративной культуры. Персонал в данном случае – фактор конкурентоспособности компании, источник информации о ней для внешней общественной среды. Важный аспект – социально-психологический климат в организации, условия работы человека в коллективе, индивидуальное самочувствие личности.
Поскольку корпоративный имидж выступает как некая совокупность образов компании в самых разных нишах общественного сознания, то и работать следует комплексно, во всех направлениях. Принципиальный подход к формированию имиджа предприятия может быть представлен следующим алгоритмом:
– Анализ существующей маркетинговой ситуации и выделение важных целевых групп общественности;
– Оценка состояния имиджа компании для каждой целевой группы;
– Работа с факторами, которые актуальны для каждой группы в отдельности;
– Стратегический план создания необходимых условий (с учетом возможных материальных и временных затрат) для создания положительного образа компании;
– Реализация плана по созданию имиджа компании, контроль и анализ результатов, корректировка выработанной стратегии.
Следует отметить, что моделирование образа компании и управление им – компетенция профессионального имиджмейкинга. Волюнтаризм и непрофессионализм здесь могут привести к самым нежелательным результатам. Формирование корпоративного имиджа требует системных знаний психологии, социологии, менеджмента и маркетинга.