anti adware programs

координатор центра

+7 (967) 252 72 60

бесплатно по россии

8 (800) 700 29 89

Центральный офис ЦПС

Москва, Рыбников переулок д.2
c 09:00 до 21:00, пн. - вс.
 

Этика в бизнесе



Этикой деловых отношений на сегодняшний день принято называть систему правил, базирующихся на общепринятых человеческих ценностях и объединяющих членов одной компании. Как правило, этика в бизнесе опирается на уважение не только интересов ее сотрудников, но и целевой аудитории, потенциальных и настоящих партнеров и даже конкурентов. 

Проще говоря, социальная этика в бизнесе подразумевает честную игру по определенным правилам. Вместе с этим в кругу бизнесменов широко распространено ошибочное мнение о том, что баланса между соблюдением делового этикета и успехом в рыночных отношениях не существует. Однако именно этика бизнеса и следование ее основным принципам зачастую являются гарантией достижения желаемых высот в деловой сфере. 
 

Основные положения бизнес-этики

pic-824.jpgОчень интересно, что главные принципы этики бизнеса во многом напоминают библейские заповеди, перенесенные в наш век и переведенные на язык современного мира. Пожалуй, самую важную роль в своде этических норм деловой сферы играют общечеловеческие ценности, помогающие регулировать ее социальную ответственность. В этот пункт входит забота о сотрудниках компании, создание новых рабочих мест, обеспечение белой зарплаты, охрана здоровья, соцпакет и многое другое. 

Бизнес-этика предполагает также определенное отношение к потребителям. Это высокое качество товаров и услуг и разумные (то есть обоснованные) цены на них. Сюда же следует отнести максимальную честность в проведении рекламных кампаний и различных методов продвижения бизнеса. 

По отношению к партнерам, инвесторам и акционерам профессиональная деловая этика требует своевременной выплаты заранее оговоренных сумм, соблюдения всех пунктов различных деловых договоров и обеспечения необходимой информацией.

Кроме того, этические нормы бизнеса распространяются как на деловые отношения в рамках определенной рыночной ниши, так и на сотрудничество на мировом уровне. В первом случае деловая этика предполагает исключение дискриминации на рынке труда, должное отношение к частной собственности и соблюдение правил конкуренции. Во втором случае подразумевается соблюдение этических норм в отношениях с персоналом, потребителями, поставщиками, партнерами и т. д. 

Таким образом, этика бизнеса предполагает следующие главные качества делового человека:

• чувство коллегиальности;
• порядочность и честность;
• способность к конструктивной критике;
• компетентность и профессионализм;
• соответствие занимаемой должности;
• бесконфликтность;
• уважение прав собственности;
• борьба с коррупцией;
• информированность;
• корпоративная социальная ответственность. 
 

Приоритеты бизнес-этики

К сожалению, в современном мире многие предприниматели довольствуются лишь соблюдением установленных правовых норм и юридических законов (и то не всегда). Игнорирование их может серьезно пошатнуть благополучие бизнес-деятеля и представлять угрозу его бизнесу. Тогда как этические нормы в области бизнеса являются своеобразным “актом доброй воли” и оставляют выбор за самим бизнесменом, ни к чему его не обязывая. В редких случаях несоблюдение этики деловых отношений чревато реальной опасностью или наказанием. 

Таким образом, огромное количество бизнесменов не чувствует в себе ответственности по данному вопросу и чаще всего придерживается поведения, которое во многом противоречит главным принципам деловой этики. Естественно, когда их несоблюдение касается непосредственно самих бизнесменов и осуществляется со стороны других компаний и их представителей, начинаются громогласные заявления о несправедливости и неписанных законах. До этого момента обычно действует единственный древний принцип “Цель оправдывает средства”. Именно с него начинаются основные проблемы этики бизнеса. 

Вместе с этим опыт многих компаний показывает, что отсутствие определенных моральных и этических норм не может служить залогом комфортного существования не только в нашей повседневной жизни, но и в деловой сфере. Не секрет, что гарантией успеха практически любой экономической отрасли является качество работы. Оно, в свою очередь, напрямую зависит от атмосферы в коллективе, взаимоотношений сотрудников и их отношения к собственной деятельности, к руководству и компании в целом. 

И здесь наиболее уместно знаменитое выражение “Что посеешь, то и пожнешь”. А поскольку все вышеперечисленные факторы в первую очередь определяются политикой руководства компании или организации, то и большая часть ответственности лежит именно на нем. Так, например, если руководитель не проявляет должного уважения к своим подчиненным и партнерам, то он в результате получает соответствующее качество их работы. 

Очевидно, что сотрудники крупных успешных компаний, которые придерживаются принципов бизнес-этики, то есть обеспечивают своим работникам комфортные условия труда как в материальном, так и в духовном плане, работают в разы лучше. Это обусловлено целым рядом факторов. Среди них на первое место можно поставить наличие стимула. Дружный коллектив, объективное начальство, достойная зарплата и необходимые условия для осуществления деятельности стимулируют желание человека работать хорошо.

Мудрые руководители понимают, что деловая этика – основа бизнеса и гарантия его успеха. Они разумно рассчитывают, что начинать нужно с самих себя и подавать пример поведения своим сотрудникам. Последние непременно оценят заботу и уважение к себе и ответят качественно выполненной (иногда и перевыполненной!) работой. Это принесет компании определенный успех и, соответственно, известность. Затем последуют предложения партнерства и сотрудничества, в которых также следует придерживаться основных этических норм бизнеса. Даже первый опыт серьезных деловых отношений, основанных на моральных принципах, может повлечь за собой вереницу выгодных сделок. Ведь любой разумный бизнесмен предпочитает иметь дело с компанией, оснащенной хорошей репутацией, и руководствующейся честностью и порядочностью. Как видно, схема довольно проста, если опираться на здравый смысл, а не на жажду наживы. 
 

Баланс выгоды и ответственности

Естественно, даже бизнесмен, приученный долгими годами следовать правилам этики деловых отношений, станет колебаться при выборе между серьезным доходом и верностью принципам. Особенно, если она чревата серьезным ущербом для собственного бизнеса. Тем не менее, следует напомнить, что репутация завоевывается в течение долгого времени, а потерять ее можно в один день. То есть вся тщательно продуманная политика и даже ее плоды могут оказаться под угрозой из-за жажды выгоды. 

Именно во избежание подобной ситуации любому деловому человеку, желающему соблюдать этические нормы в бизнесе, необходимо найти баланс стремления к доходам и социальной ответственности. Он предполагает выбор между кратковременной выгодой и длительным успехом. Кроме того, необходимо определить для себя важность духовных и материальных ценностей, общественных интересов и своих собственных, а также личных целей и методов их достижения. 

Важно понимать, что именно баланс между этими факторами, а не отказ от одного из них является истинным залогом благосостояния бизнеса на протяжении длительного времени.